четверг, 20 июня 2013 г.


Спайдер-мен сопровождает меня всю жизнь, с самого детства. Начиная с мультика 90х, продолжая играми и заканчивая, наконец, комиксами. Он что-то вроде лучшего друга: мы иногда ссоримся, не разговариваем, напрочь забываем друг о друге, но потом опять возвращаемся, проводим вместе всю ночь и не можем наговориться.

Стоило мне повзрослеть, как Питер Паркер умер. Дважды.

При этом Спайдер-мен, как герой, не умирал. Позапрошлым летом в алтимейт-вселенной Питера сменил мальчик-негр Майлз. За его приключениями я слежу до сих пор и даже получаю от этого удовольствие. Но серия изменилась настолько, что от старого спайдер-мена в любом его виде остались только несколько имен, да еще перетащили абсолютно ненужную теперь тройку персонажей - мол, не забывайте, какой тайтл вы читаете. Изменился стиль повествования, стал более детским и простым, да и ритм - ранние истории про алтимейт-паука шли законченными арками, в них явно чувствовалась начало сюжета, развитие и кульминация, все было логично. Сюжеты Майлза, кажется, путаются сами в себе, злодеи выскакивают из ниоткуда, буквально на несколько страниц, а потом пропадают. События сменяются почти без какой-либо связи, и не чувствуется влияние героя на мир. То есть, серия сосредоточена на развитии героя-ребенка, который либо грустит, либо защищается от враждебного мира, никогда не нападая первым. Он пассивен и безинициативен. И именно в этом главная проблема комикса, а не в том, что Майлзу уместнее читать рэп, чем носить костюм паука.

Теперь Питер умер и в классической вселенной, а под маской паука оказался Отто Октавиус - можно долго рассуждать о таком странном выборе, но давайте о другом. Новая серия Superior Spider-man тоже значительно изменилась, по сравнению со старой. И она неплоха сама по себе, даже к новому характеру удается быстро привыкнуть. Спайдер-мен теперь холодный, расчетливый и не гнушается убивать преступников из огнестрела.
Но мое отношение к сценаристу, Дэну Слотту, пишущего приключения паука уже наверное лет шесть, от этого не меняется. Слотт не умеет писать того героя, которого бы я мог полюбить или принять. Моими самыми любимыми историями всегда были те, где Спайдер-мен страдает от своей человечности. Когда он патрулирует город зимой в -30, а на нем только тонкое трико, и из носа текут сопли. Или когда он помогает своим нищим ученикам, работая в школе учителем. А еще вот была хорошая история: когда Спайди за руку привел Мэри Джейн к Капитану Америке и познакомил их. И это еще не заводя разговор про классику, вроде The Kid Who Collects Spider-Man, которая при первом прочтении меня чуть ли не на слезу пробила.
Так вот, это все примеры историй, которые Дэн Слотт писать не умеет. Зато ему хорошо удаются сюжеты про злых злодеев, где каждый элемент работает на повествование и каждое ружье в конце стреляет.
Superior возводит нарратив Слотта в абсолют: это чистая супергероика, где в основе именно супергерой, а не человек. Да, первое время Отто пытается наладить личную жизнь и даже пару раз напоминает озабоченного кролика, но эти сцены нарочито комедийны и нужны, только чтобы разбавить коварные злодейские планы и жестокий мордобой.
Новый спайдер-мен напоминает шоу, где каждый эпизод четко выверен, а все элементы находятся в строгих пропорциях. Культовый ран Стражински, например, напоминал неудержимый поток, и для него было нормально сделать целый выпуск невыносимо депрессивным и печальным, потому что того требовал сюжет. Слотт же вписывает буквы в формулы, рождает новые истории, одну за другой, которые быстро забываются спустя пару дней, но как ни странно их все еще интересно читать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий